Палехская иконописная мастерская ЗНАМЕНИЕ

О иконописной мастерской
ЗНАМЕНИЕ
в селе Палех

Фрагмент иконы «Собор новых мучеников и исповедников российских»

Палех – «визитная карточка» Ивановской области, яркая «жемчужина» в созвездии русских народных промыслов. Вот уже триста лет эта земля растит талантливых художников-иконописцев и миниатюристов. В истории Палеха было все – и годы подъема, и годы забвения, и радикальные преобразования. Существование Палеха сейчас еще раз доказывает его способность не только сохранять традиции, но и привносить в них свежие идеи, подчиняя их устоявшемуся канону. Все это делает Палех современным, помогает «удержаться на плаву» в сегодняшнем таком многоликом и разнообразном творческом мире.

Другие материалы сайта:

Палехская икона заявила о себе к середине XVIII века. Время это, как известно, характерно подъемом иконописной школы Поволжья. Именно Ярославль со своим декоративным видением формы и философские сюжеты Костромы дали начало формированию стилистики палехских писем. С другой стороны, близость Москвы, где в «моде» было барокко, серьезно повлияло на палехскую икону. Иконы Нарышкиных и Строгановых, с их «мелочным», «дорогим» письмом легли на благодатную палехскую землю и оказались по душе местным иконописцам. На основе этих иконописных школ Палех вырабатывает свой стиль, который довольно быстро перерастает в целое направление – «палехские письма».

Что же из себя представляла палехская икона? Как отличалась от множества других? Прежде всего это колорит –  сочетание лазурно-голубых, пурпурно-розовых, бирюзово-зеленых тонов, своеобразная лепка объема цветовыми пробелами более холодных оттенков. А также любовь к «мелочному» письму, предельно детализированному. Для лучших образцов палехского иконописания характерна сложновыстроенная композиция с большим количеством действующих лиц (недаром в Палехе были популярны Четьи Минеи). Узорочье, орнаментальность не только самого сюжета, но и отдельно взятой фигуры, обилие элементов композиции, многофигурность отличают лучшие образцы палехского иконописания.

Палех всегда открыт новому, с самого начала его художники-иконописцы быстро реагировали на популярность того или иного направления в религиозной живописи. Например, в середине 19 века появились т.н. «Пешехоновские письма» — как реакция на возрастающий интерес к академической живописи в связи с  росписью Исаакиевского собора в Петербурге. Фряжское направление тоже имело место в палехской иконописи. В XX веке, после многих лет насильного забвения иконы, возрожденный стиль вообще обогатился «новыми красками». Палехские художники 90х годов прошлого столетия, пройдя школу светской миниатюрной живописи, возрождая иконопись, несомненно привнесли в нее многое из шкатулки.

Так или иначе, какого бы направления не придерживался палехский иконописец сегодня, икона, вышедшая из под его кисти всегда будет иметь черты местной школы.

 

 

     

ПАЛЕХСКАЯ ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ
ЗНАМЕНИЕ

Телефоны: 8 980 689–47–81, 8 915 810–78–56
Э-почта: info@ikona-palekh.ru    Сайт: ikona-palekh.ru