О иконописной мастерской
ЗНАМЕНИЕ
в селе Палех
Фрагмент иконы «Собор новых мучеников и исповедников российских»
Палех – «визитная карточка» Ивановской области, яркая «жемчужина» в созвездии русских народных промыслов. Вот уже триста лет эта земля растит талантливых художников-иконописцев и миниатюристов. В истории Палеха было все – и годы подъема, и годы забвения, и радикальные преобразования. Существование Палеха сейчас еще раз доказывает его способность не только сохранять традиции, но и привносить в них свежие идеи, подчиняя их устоявшемуся канону. Все это делает Палех современным, помогает «удержаться на плаву» в сегодняшнем таком многоликом и разнообразном творческом мире. |
Другие материалы сайта: |
Палехская икона заявила о себе к середине XVIII века. Время это, как известно, характерно подъемом иконописной школы Поволжья. Именно Ярославль со своим декоративным видением формы и философские сюжеты Костромы дали начало формированию стилистики палехских писем. С другой стороны, близость Москвы, где в «моде» было барокко, серьезно повлияло на палехскую икону. Иконы Нарышкиных и Строгановых, с их «мелочным», «дорогим» письмом легли на благодатную палехскую землю и оказались по душе местным иконописцам. На основе этих иконописных школ Палех вырабатывает свой стиль, который довольно быстро перерастает в целое направление – «палехские письма».
Что же из себя представляла палехская икона? Как отличалась от множества других? Прежде всего это колорит – сочетание лазурно-голубых, пурпурно-розовых, бирюзово-зеленых тонов, своеобразная лепка объема цветовыми пробелами более холодных оттенков. А также любовь к «мелочному» письму, предельно детализированному. Для лучших образцов палехского иконописания характерна сложновыстроенная композиция с большим количеством действующих лиц (недаром в Палехе были популярны Четьи Минеи). Узорочье, орнаментальность не только самого сюжета, но и отдельно взятой фигуры, обилие элементов композиции, многофигурность отличают лучшие образцы палехского иконописания.
Палех всегда открыт новому, с самого начала его художники-иконописцы быстро реагировали на популярность того или иного направления в религиозной живописи. Например, в середине 19 века появились т.н. «Пешехоновские письма» — как реакция на возрастающий интерес к академической живописи в связи с росписью Исаакиевского собора в Петербурге. Фряжское направление тоже имело место в палехской иконописи. В XX веке, после многих лет насильного забвения иконы, возрожденный стиль вообще обогатился «новыми красками». Палехские художники 90х годов прошлого столетия, пройдя школу светской миниатюрной живописи, возрождая иконопись, несомненно привнесли в нее многое из шкатулки.
Так или иначе, какого бы направления не придерживался палехский иконописец сегодня, икона, вышедшая из под его кисти всегда будет иметь черты местной школы.