Палехская иконописная мастерская ЗНАМЕНИЕ

СТАТЬИ об ИКОНАХ
 

Образ Божией матери Владимирская

Владимирская Богоматерь -  один из самых известных и почитаемых образов. Относящийся к типу Умиление (Елеуса), он по праву считается «визитной карточкой» русской школы иконописи. По преданию этот образ был написан евангелистом Лукой на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. С того времени много веков эта икона является эталоном художественной силы, невероятной духовной наполненности в иконописании. Многие поколения художников пытаются приблизится к этому образу, уловить в божественных чертах и безграничную материнскую любовь, и жертвенность, готовность отдать во имя спасения людского рода самое дорогое.

Свое название «Владимирская» византийская икона получила благодаря князю Андрею Боголюбскому, который взял ее с собой на княжение в г. Владимир, где она и прославилась своими чудесами. Этот образ не раз спасал русскую землю от завоевателей. Так, в 1395 году икона Владимирской Богоматери повернула войско Тамерлана вспять. Тюркский хан так и не смог завершить победой свой набег на Москву. Чудесное избавление от кочевников приписывают Владимирской иконе, которую специально принесли в город из Владимира. Кстати, благодаря этому событию в Москве появился Сретенский монастырь и улица Сретенка. Помимо этого, в летописях упоминается еще несколько случаев заступничества Богоматери Владимирской на полях сражений. Например, в 1451 году помощь Божией Матери ощущалась во время нашествия ногайского царевича Мазовши, и в 1480, в знаменитом «стоянии на реке Угре», когда фактически «закончилось» татаро-монгольское иго, и в 1521г. во время нашествия крымского хана Махмеда I Гирея.

Такая всероссийская святыня не могла оставаться только лишь местночтимой владимирской иконой и вполне закономерно, вместе с великим княжением перешла к Москве, которая в конце XV века стала сосредотачивать во круг себя русские земли. По примеру Владимира, в Москве икону поместили в Успенский собор Кремля.

С этой иконой связано несколько фактов из жизни знаменитого иконописца-монаха Андрея Рублева. Многие исследователи сходятся на мнении, что выполненное поновление иконы в начале  XV века принадлежит кисти прославленного художника. Им же в 1395 году был выполнен список с иконы, называемый теперь – «запасная Владимирская». Рублев «интерпретировал» образ по своему, незначительно изменив иконографию. Вообще, Владимирская Богоматерь всегда сподвигала на творческие искания. Так, известно, что икона стала основой для создания Симоном Ушаковым (одним из ведущих живописцев XVII века) иконографии «Древо государства Московского»; Игоревская икона Божией Матери также ведет свое начало от Владимирской иконы. Непосредственно с историей иконы связаны: «Сказание о Владимирской иконе», «Сретение Владимирской иконы», «Владимирская икона с акафистом».

Все это говорит о невероятной народной любви к этому образу. Он живет в веках и по сей день он остается одним из самых популярных и узнаваемых.

 

 

     

ПАЛЕХСКАЯ ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ
ЗНАМЕНИЕ

Телефоны: 8 980 689–47–81, 8 915 810–78–56
Э-почта: ikonapalekh@yandex.ru    Сайт: ikona-palekh.ru